Россия заглянула в демографическую пропасть: Рождаемость рухнула до минимума за 20 лет

Россия продолжает ускоряться в свободном падении в демографическую яму.

Несмотря на призывы рожать детей, к которым подключились чиновники вплоть до президента, и нацпроект «Демография», на который в бюджете заложено 4 триллиона рублей, ключевой показатель рождаемости — коэффициент рождений первого ребенка на одну женщину — продолжает стремительно падать.

По итогам 2018 года его значение — 0,66 детей на одну женщину — стало минимальным за 20 лет. Такие данные в среду приводит Институт социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС в сентябрьском «Мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения».

Настолько низкий показатель первых рождений наблюдался в России лишь единожды в новейшей истории — в 1999 году, на пике экономического кризиса.

Люди откладывают рождение первенцев, а значит, оснований ожидать в России всеобщей модели семьи «хотя бы с одним ребенком» становится все меньше, констатирует директор ИНСАП Татьяна Малева.

Одновременно снижается коэффициент рождений второго ребенка. Растет рождаемость лишь в многодетных семьях: коэффициенты третьих и последующих рождений в 2018 году увеличились с 0,31 до 0,33 ребенка не женщину.

Однако этого недостаточно, чтобы переломить общий тренд: по итогам января-июля 2019 года число родившихся в России сократилось еще на 68,5 тысячи детей, или 7,4%. В результате даже несмотря на уменьшение смертности, естественная убыль населения ускорилась на 20% — до 209,7 тысячи человек.

Продолжают вымирать 69 регионов РФ из 85. Быстрее других теряют население Псковская (880 человек на 100 тысяч жителей), Тульская (840), Тверская (800), Ивановская (790), Орловская (700), Смоленская, Тамбовская и Новгородская области (770).

«В основе подобной динамики рождаемости могут лежать два фундаментальных фактора. На первых рождениях сказывается экономическая рецессия, в том числе снижение реальных доходов населения с 2014 года, а также, возможно, смена поколений в возрастах максимальной репродуктивной активности», — отмечает Малева.

В отношении последнего фактора рано делать какие-либо выводы, подчеркивает она, но поколение 1990-х гг имеет, как минимум, две особенности. «Во-первых, его детство пришлось на период острого демографического кризиса, а значит, проходило среди массово однодетных и неполных семей, причем на фоне существенного роста бедности. Во-вторых, это первое из «цифровых» поколений, в чью жизнь сетевые технологии вошли достаточно рано, чтобы повлиять на образ жизни и базовые ценности», — говорит эксперт.