КОММЕНТАРИЙ: Руководство ЕС назначено, демократические выборы главы Еврокомиссии похоронены

Главы государств и правительств ЕС в ходе крайне напряженного трехдневного саммита (30 июня — 2 июля), смогли определить кандидатов на четыре основных должности Евросоюза на 2019-2024 годы, похоронив при этом идею демократических выборов главы исполнительной власти Евросоюза — Еврокомиссии (ЕК).

Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен выдвинута на пост главы ЕК, на котором она сменит Жан-Клода Юнкера. И. о. премьера Бельгии Шарль Мишель сменит Дональда Туска в кресле главы Европейского совета, председательствующего на саммитах Евросоюза. И. о. министра иностранных дел Испании Жозеп Боррель стал кандидатом на должность главы дипломатии ЕС Федерики Могерини, а директор-распорядитель Международного валютного фонда француженка Кристин Лагард получит должность главы Европейского Центробанка вместо Марио Драги.

В сентябре все эти назначения утвердит Европарламент, к исполнению своих обязанностей они приступят с 1 ноября.

В процессе саммита отличился президент Франции Эмманюэль Макрон, которому, по свидетельствам участвовавших в консультациях дипломатов, принадлежала идея назначения Фон дер Ляйен, которая сняла казавшиеся неразрешимыми противоречия участников саммита.

При этом достигнутый консенсус фактически разрушил систему демократического избрания главы Еврокомиссии на основании результатов выборов в Европарламент. В четверку не вошел ни один из кандидатов, которые были выдвинуты на этот пост основными европейскими политическими объединениями.

Евробаланс

В глазах участников саммита ЕС эта четверка является примером сбалансированного европейского компромисса.

Во-первых, соблюден баланс между ведущими странами ЕС — Германией и Францией, каждая из которых получила своего человека во главе одного из ключевых институтов, занимающихся внутриэкономическими вопросами сообщества. Во-вторых, в руководстве Евросоюза представлены все три ключевые наднациональные политические силы сообщества: Фон дер Ляйен представляет христианско-демократическую Европейскую народную партию, Мишель — либералов, Боррель — социалистов. В-третьих, соблюден гендерный баланс, причем женщины впервые в истории возглавят наиболее влиятельные институты сообщества — Еврокомиссию и Европейский Центробанк.

Единственным недостатком в глазах европейских лидеров является отсутствие в этой четверке будущих руководителей институтов ЕС выходцев из Восточной Европы, то есть отсутствие баланса между Западом и Востоком Евросоюза. Однако этот недочет еще может быть исправлен после голосования в среду в Европарламенте (ЕП) по кандидатуре его нового спикера.

Непредсказуемый Европарламент

Изначально саммит ЕС намеревался наметить и главу ЕП. По данным источников, лидеры сообщества рассматривали на этот пост кандидатуру родившегося на Украине болгарского политика Сергея Станишева, представляющего европейские левые политические силы в ЕП. При этом, по словам дипломатов, ряд восточноевропейских стран выступили против Станишева «из-за его российского прошлого», подразумевая под этим то, что политик якобы получал образование в России и будто бы даже был гражданином РФ. В результате лидеры ЕС не стали предлагать Европарламенту кандидатуры спикера, оставив возможность европейским депутатам.

Европарламент нового созыва 2 июля собрались на первую сессию в Страсбурге. В среду евродепутаты должны будут самостоятельно определить своего главу. А точнее, сразу двух новых глав — традиционно пятилетний срок полномочий ЕП делится между двумя председателями, которые занимают этот пост в течение двух с половиной лет каждый.

На итоговой пресс-конференции саммита Дональд Туск лишь высказал пожелание, что первым председателем Европарламента — с середины 2019 и до конца 2021 года — должен стать представитель фракции социалистов, вторым — с начала 2022 и до середины 2024 года — член христианско-демократической Европейской народной партии (ЕНП). Это тоже такая форма проявления европейского баланса сил — пост главы Еврокомиссии сейчас отходит к ЕНП — самой крупной фракции в Европарламенте, а значит, первым спикером ЕП должен стать представитель второй по численности фракции социалистов. Далее все в руках евродепутатов.

Конец «главных кандидатов»

Достижение компромисса на саммите стало выдающимся результатом, учитывая глубину противоречий между разными странами Евросоюза. Ценой этого компромисса стал фактически полный отказ от системы демократических выборов главы Еврокомиссии, под лозунгом которых во всех странах ЕС проводились выборы в Европарламент 23-26 мая этого года. Принципы этой системы прописаны в Лиссабонском соглашении ЕС, вступившем в силу в 2009 году, и были впервые применены на практике на прошлых выборах в Европарламент в 2014 году. Система «главного кандидата» подразумевала, что каждое из наднациональных политических объединений Евросоюза еще до выборов выдвинуло своего кандидата на пост главы ЕК, который в этом качестве вел свою предвыборную кампанию.

Так, от Европейской народной партии был выдвинут ее глава — Манфред Вебер, от социалистов — первый замглавы Еврокомиссии Франс Тиммерманс, от либералов — еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер. ЕНП традиционно вышла на первое место на выборах, однако она не смогла собрать коалицию, которая бы обеспечила ей большинство в Европарламенте. В результате ни один из «единых кандидатов» не получил не только кресла главы Еврокомиссии, но и любого другого руководящего кресла в институтах ЕС. Каждая из этих фигур не устраивала сразу несколько европейских лидеров: например, Тиммерманс, курировавший расследование Еврокомиссии против Польши по судебной реформе в этой стране был заблокирован Варшавой и ее партнерами по Вишеградской четверке, а против Вебера изначально активно выступал Макрон.

Обиженный Европарламент?

По сути саммит ЕС просто пересмотрел правила игры после выборов, и на основании своего собственного решения вернулся к системе назначения глав институтов сообщества, которая существовала до 2009 года путем закрытых кулуарных дискуссий. Кстати, у саммита ЕС для этого достаточно полномочий. Евросоюз — это не государство, а всего лишь международная организация, и право принятия решений в нем находится не в руках Европарламента, который изначально создавался как исключительно консультативный орган, а в руках Европейского совета, состоящего из глав всех стран — членов Евросоюза, то есть все того же саммита ЕС.

Пересмотр явочным порядком системы «главного кандидата» мог бы вызвать сопротивление Европарламента, полномочия которого в последние десятилетия значительно расширились. Но скорее всего не вызовет. Саммит ЕС принял очень точное политическое решение не рекомендовать Европарламенту кандидатуру его спикера. Таким образом, даже если части евродепутатов действия саммита ЕС придутся не по душе, у них сейчас есть собственное занятие по распределению властных полномочий в своем доме.

Кроме того, формально саммит ЕС назначил на ключевые посты по одному из представителей основных фракций Европарламента, то есть вроде как учел результаты выборов в ЕП, хотя и отбросил все персоналии. Этот тезис будет активно использоваться, чтобы представить решение саммита как законное и не нарушающее никаких собственных европейских процедур.

Впрочем, большой заслуги в этом нет — практически вся современная европейская элита, включая самих участников саммита ЕС, входит в одну из трех основных политических групп: христианских демократов, социалистов и либералов. Кого бы лидеры ЕС не выдвинули на европейские должности, это были бы политики из этих трех групп.

При этом новый состав Европарламента проводит лишь первую сессию и еще не оформился как политическая сила, в то время как уходящий глава Европейского совета Дональд Туск постарался во время саммита заручиться поддержкой своим назначениям со стороны руководства трех крупнейших парламентских фракций.

Портфели розданы

Таким образом, больше крупных политических потрясений по теме кадровых назначений в ближайшие месяцы в ЕС не ожидается, если только в Европарламенте не случится нечто совсем непредвиденное. В июле евродепутаты и лидеры ЕС разъедутся на каникулы, а Урсула фон дер Ляйен должна будет начать формировать новый состав Еврокомиссии на основании кандидатур еврокомиссаров, которые ей представят страны ЕС.

Завершившийся саммит рекомендовал ей сделать своими первыми заместителями несостоявшихся «главных кандидатов» Маргрете Вестагер и Франса Тиммерманса, но это получится только в том случае, если Голландия и Дания соответственно решат выдвинуть в Еврокомиссию 2019-2024 годов именно этих политиков.

Коллегия еврокомиссаров будет утверждена Европарламентом в сентябре и начнет работу 1 ноября. И к 1 же ноября Евросоюз должна будет покинуть Великобритания, однако это будет уже совсем другая история.

Корр. ТАСС Денис Дубровин,

Брюссель, 3 июля.