Научно-исследовательский институт Генпрокуратуры провел психологическое исследование личности преступников, осужденных за коррупционные преступления, и не нашел принципиальных различий между ними и честными чиновниками. Как выяснилось, склонность к коррупции никак не связана с особенностями личности, а зависит скорее от ценностей организации, в которую приходят работать люди, говорит сотрудник НИИ Наталья Ратинова.
Объектом исследования являлись несколько десятков бывших сотрудников правоохранительных органов, отбывающих наказание за совершение коррупционных преступлений. Вторая контрольная группа была представлена действующими чиновниками, преподавателями, практикующими юристами. Испытуемым не было известно о цели исследования, пишут «Ведомости».
Участники обеих групп поставили на первое место такие ценности, как свобода, семья, любовь, дети, здоровье и образование, отвергая развлечения, общественное признание, высокие запросы и роскошь. Разница обнаружилась лишь в том, что осужденные демонстрируют открытое пренебрежение требованиями закона (его ставят на последнее место среди таких ценностей, как достаток, карьера, престиж, богатство), в то время как законопослушные чиновники отводят закону почетное четвертое место — после достатка, престижа и карьеры.
Директор Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» Алексей Карнаухов советует не списывать со счетов естественное стремление человека к максимизации выгоды. При этом важно, что в исследовании прокуратуры звучит критика системы, отметил он: ключевое звено проблемы — это несменяемость власти. В таких условиях любой человек, который попадает в систему, вынужден считаться с царящими там порядками, заключает эксперт.
Ранее прокуратура представила психологический портрет коррупционера. По ее данным, средний возраст взяточника составляет 40 лет. Коррупционеры чаще всего коммуникабельны, эмоционально устойчивы, готовы много работать и обладают высокой степенью самоконтроля.