Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы США по итогам заседания в среду принял решение снизить ставку по федеральным фондам на 0,25 процентного пункта, до 1,75-2% годовых.
Второй за последние два месяца шаг по смягчению политики опустил стоимость долларовых займов до минимума с начала 2018 года.
В реальности ставки Федрезерва будут еще ниже: по операциям на денежном рынке они установлены в диапазоне 1,7-1,8% годовых.
Нижняя граница — это стоимость операций репо, в ходе которых ФРС снабжает банки ликвидностью. Верхняя — депозитная ставка, которую Федрезерв платит банкам за размещаемые на ее счетах резервы.
Хотя рынок ждал очередного снижения с почти 100-процентной уверенностью для руководства ФРС июльское заседание обернулось разногласиями и расколом: впервые с 2016 года сразу трое из 17 голосующих членов FOMC не поддержали итоговое решение.
Это глава Федерального резервного банка Сент-Луиса Джеймс Буллард, который, следуя призыву президента Дональда Трампа, проголосовал за то, чтобы снизить ставку сразу на 50 базисных пунктов; а также главы ФРБ Канзаса и Бостона Эстер Джордж и Эрик Розенгрен, которые выступали против снижения в принципе.
Очевидно, что в руководстве ФРС нет консенсуса, что делать дальше, говорит главный экономист ING Джеймс Найли: с одной стороны, давит Трамп, называющий их «некомпетентным болванами» и требующий срочно снизить ставку до нуля или ниже; с другой — формальных оснований для этого нет.
Когнитивный диссонанс порождает ступор. В релизе, объясняя свое решение, ФРС отмечает «риски для экономики со стороны международных событий», намекая на Brexit и торговые войны, но при этом повышает прогноз роста ВВП США с 2,1% до 2,2% (на 2019 год).
Инфляция остается «умеренной», настаивает ФРС, несмотря на то, что базовая инфляция (без учета цен на продовольствие и энергоносители) — на максимуме с 2008 года и выше целевого уровня (2,1% вместо 2%).
Рынок фьючерсов на ставку закладывает три снижения до конца 2020 года, но в руководстве ФРС сторонники смягчения пока в меньшинстве: 7 из 17 на текущий год и 8 из 17 — на следущий.
Впрочем, скорее всего, это блеф: Федрезерв продолжит смягчение и снизит ставку еще раз в декабре и, возможно, в первом квартале 2020-го, прогнозирует Найтли: промышленность Китая показывает худшие результаты за 17 лет, а надежд, что стимулирующие меры ЕЦБ помогут восстать из пепла экономике еврозоны почти, нет.
«Если учесть рост геополитической напряженности между Саудовской Аравией и Ираном, Brexit и сильный доллар, очевидно, что экономика США столкнется с существенными вызовами», — резюмирует эксперт.