Число жалоб по тематике ОСАГО в Банк России в январе — июне 2019 года снизилось на 42,7% и составило 18,5 тыс., следует из статистики Банка России.
Из числа жалоб на ОСАГО сильнее всего уменьшилась доля жалоб на электронный полис — она составила 8,2% против 20,6% годом ранее. Одновременно снизилось число жалоб на отказ в продаже полиса и навязывание дополнительных услуг — с 11% в первом полугодии 2018 года до 2,5% в I полугодии 2019 г., следует из данных ЦБ.
При этом выросла доля жалоб на нарушение сроков выплаты страхового возмещения — до 10,2% с 3,2% годом ранее, а также на натуральное возмещение — до 5,3% с 2,5% годом ранее. Основной темой жалоб на ОСАГО остается применение страховщиками коэффициента «бонус-малус» (56% против 49,7% годом ранее). Гражданин, которому страховая компания неверно установила КБМ, и этот факт подтвердил ЦБ по итогам рассмотрения жалобы, может обратиться с требованием к страховщику о возврате излишне уплаченной премии, а в случае отказа компании это сделать — обратиться к финансовому уполномоченному с требованием о взыскании со страховщика этих средств, разъясняла служба финомбудсмена в июле.
В целом число жалоб на субъекты страхового дела в первом полугодии снизилось на 39,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составило 23,1 тыс. Подавляющее большинство жалоб по-прежнему составляет ОСАГО (80,1% от всех жалоб на страховщиков против 85,1% годом ранее), следом идут жалобы на страхование жизни (5,4% против 2,9% годом ранее), добровольное страхование имущества, в том числе каско (4,3% против 3,1% годом ранее).
Кроме того, в феврале 2019 года ЦБ начал выделять в отдельную категорию жалобы, связанные с мисселингом — некорректными продажами, сообщил регулятор. За февраль — июнь получено 1,8 тыс. жалоб по этой тематике, из них большинство — 65,7% — касается банков, 27,2% — страховщиков. «Значительная часть жалоб на мисселинг связана с инвестиционным страхованием жизни, которое банки предлагали клиентам в качестве альтернативы вкладу», — говорится в сообщении ЦБ.
Согласно презентации, продаж инвестиционного страхования жизни касается 39,7% жалоб на мисселинг, еще 22,8% связано с реализацией векселей, 13,1% — накопительного страхования жизни, 10,6% — продуктов и услуг доверительного управляющего.
Также регулятор отметил снижение числа жалоб на неправомерные переходы клиентов из ПФР в НПФ и между НПФ. Число таких жалоб за полугодие снизилось на 23,8%. Всего число жалоб на субъекты коллективных инвестиций (включая НПФ) снизилось на 38% и составило 1,3 тыс., из них 65,1% связано с переходами.