Средняя цена билетов на маршрутах, обслуживаемых Sukhoi Superjet 100, оказалась на 20% выше, чем на аналогичных перелетах с иностранной техникой, обнаружила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Разница обусловлена высокими расходами авиакомпаний на эксплуатацию единственного российского среднемагистрального лайнера SSJ100, сообщается в письме главы ведомства Игоря Артемьева в правительство, которое приводит РБК.
Они почти вдвое выше, чем при использовании иностранных самолетов-аналогов — 7 рублей за кресло-километр против средней ставки 4 рубля за кресло-километр. По информации авиакомпаний и аэропортов, основная причина более высоких расходов воздушного судна SSJ в длительных простоях — из-за ожидания запчастей и ремонта, говорится в письме, направленном вице-премьеру Максиму Акимову, министру транспорта Евгению Дитриху и министру промышленности и торговли Денису Мантурову.
Более высокие цены на билеты устанавливаются на маршрутах, где основной перевозчик — «Аэрофлот», и у него нет серьезной конкуренции с другими компаниями, утверждает источник, близкий к ФАС. Это, например, Москва — Волгоград или Москва — Махачкала. На таких рейсах перевозчик компенсирует расходы за счет повышения стоимости перелета для пассажиров, отмечает источник. «Аэрофлот» старается использовать SSJ на тех маршрутах, где экономика адекватная и нет жесткой ценовой конкуренции, чтобы финансировать более высокие затраты, связанные с меньшим количеством часов налета в среднем в день, добавляет гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
«Аэрофлот» является крупнейшим эксплуатантом SSJ, парк перевозчика сейчас насчитывает 49 лайнеров, еще 100 должны поступить к 2026 году. Средний налет Superjet за 2018 год составил 3,6 часа в сутки против в среднем по 10 и 11 часов в сутки у Airbus A320 и Boeing 737-800.
За последний год с самолетом Superjet произошло шесть аварий, включая катастрофу в Шереметьево 5 мая 2019 года, в результате которой погиб 41 человек. Другие инциденты были связаны с техническим сбоем, треснувшим стеклом, выкатом судна за пределы ВПП и повреждением стоек шасси, проблемой с гидравликой.
Авиакомпания «Ямал» ранее заявляла о том, что не может использовать половину из 15 лайнеров этой модели из своего парка,поскольку многочисленные «конструктивно-производственные дефекты двигателя и систем воздушного судна, а также неудовлетворительная послепродажная поддержка со стороны производителя позволяют поддерживать в состоянии летной годности не более семи-восьми самолетов». Проблемы с эксплуатацией лайнера есть и у иностранных авиакомпаний — в марте мексиканская Interjet просила российскую сторону отремонтировать двигатели находящихся в ее распоряжении Superjet 100. Также весной этого года от этих самолетов отказался ирландский перевозчик CityJet, единственный в Европе эксплуатант российского лайнера.