Власти впервые обсуждают введение платы для автомобилистов за проезд трассы Адлер — Красная Поляна, которая была самым дорогим объектом олимпийской стройки. Она ведет от аэропорта к крупнейшим и самым популярным российским горнолыжным курортам.
Решение готовится и может быть принято уже осенью, сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника и два участника правительственных совещаний. По их словам, обсуждается передача трассы в ведение госкомпании «Автодор», которая курирует платные дороги. Если решение будет принято, пункты взимания платы могут появиться на трассе уже до конца года, утверждает федеральный чиновник.
В Минтрансе объясняют возможность такого решения наличием дублирующей федеральной трассы и необходимостью оптимизировать затраты на содержание дорог. Обсуждение началось в связи с тем, что правительство планирует продолжить эту дорогу, говорят три участника правительственных совещаний. Придется «рубить ее через Кавказский хребет», трасса может стать альтернативой дороге Джубга — Сочи, которая находится в плохом состоянии и проседает, замечает один из них.
Законодательство позволяет вводить плату только при наличии альтернативного бесплатного проезда, который не может быть более чем втрое длиннее, напоминает старший юрист Squire Patton Boggs Константин Макаревич. Альтернативой новой трассе является Старое Краснополянское шоссе, и их протяженность почти совпадает (48 и 43 км соответственно). Добраться из Адлера в Красную Поляну можно также поездом «Ласточка» за 40 мин., заплатив от 450 рублей.
Старая дорога была пробита в горах еще в XIX в. и по этому серпантину было страшно ездить, говорит директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Вряд ли кто-то поедет по ней, а не по новой трассе, сомневается эксперт. Введение оплаты может стать первым случаем, когда это произойдет на действующей трассе, не нуждающейся в реконструкции, добавляет он, и это «может потребовать юридических ухищрений».
Обычно дороги в России становятся платными, когда дорогу строит или реконструирует концессионер — он вкладывает деньги и должен вернуть их с прибылью, отмечает топ-менеджер одной из крупнейших строительных компаний. Но дорога из Адлера построена в основном за счет бюджета, и если она станет платной, то налогоплательщики заплатят за нее дважды, указывает он.
По данным РЖД, строительство трассы Адлер — Красная Поляна обошлось в 272 млрд рублей, из которых 241 млрд потратил бюджет и 32 млрд — РЖД. Построенная к Олимпиаде дорога почти полностью состоит из тоннелей. За проект отвечал бывший тогда гендиректором РЖД Владимир Якунин, а контракт на строительство получили без конкурса «СК Мост» и «Трансюжстрой», который привлек на субподряде «Мостотрест» Аркадия Ротенберга.