Спустя несколько часов после того, как президент РФ Владимир Путин пообещал заняться либерализацией законодательства об экономических преступлениях и «найти баланс» между интересами бизнеса и государства, Басманный суд Москвы объявил в международный розыск владельца крупнейшей в России сети автосалонов.
Сергей Петров, основатель автодилера «Рольф», который является лидером авторынка четыре года подряд, обвиняется в незаконном выводе из России 4 млрд рублей.
В пятницу в суд поступило ходатайство о его заочном аресте, которое незамедлительно было удовлетворено, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе суда.
Вместе с Петровым, покинувшим Россию, Следственный комитет просил арестовать еще двух фигурантов дела — экс-гендиректора «Рольфа» Татьяну Луковецкую и гендиректора подконтрольной Петрову кипрской компании Panabel Limited Георгия Кафкалию. Они, по версии следствия, стали соучастниками преступной схемы.
Дело в отношении Петрова было заведено летом 2018 года. Тогда же с обысками и выемками в московские салоны сети нагрянули силовики в масках и был арестован директора департамента развития бизнеса «Рольфа» Анатолий Кайро.
Петрову и топ-менеджерам вменяют нарушение ч. 3 ст. 193.1 УК (валютные операции по подложным документам). В 2014 году головная компания дилера ООО «Рольф» купила за 4 миллиарда рублей акции «Рольф эстейт» у подконтрольного Петрову кипрского офшора Panabel Limited. Как считают правоохранители, сделка была проведена по завышенной цене — так из «Рольфа» за границу были выведены денежные средства.
По данным следствия, в действительности «Рольф Эстейт», на балансе которой находилась вся недвижимость «Рольфа» в Москве, стоила только 200 млн рублей.
Ситуация вокруг «Рольфа» вырастает из дела Baring Vostok, отмечал ранее основатель Movchan’s Group Андрей Мовчан: так же, как в случае с Майклом Калви, правоохранители вменяют предпринимателю продажу актива по «заведомо завышенной цене».
Но в данном случае миноритарии не пострадали, а обвинение сводится к тому, что Петров нарушил закон о валютном контроле.
В результате этот закон превращается в дубину для уничтожения неугодных бизнесменов, которые «имели глупость» делать зарубежные инвестиции через российские юрлица: поскольку независимых оценщиков суд не рассматривает, чуть не любая покупка зарубежного бизнеса может быть оспорена, предупреждает Мовчан: «Вы купили по 7 EBITDA? А наш оценщик говорит, что справедливая оценка — 3 EDITDA, вы — преступник».
Петров занимает 114-е место в списке богатейших бизнесменов России с состоянием 900 млн долларов, отмечает Forbes. В 2007 и 2011 годах он избирался депутатом Госдумы по списку партии «Справедливая Россия» и в отличие от большинства парламентариев поддержал протесты против фальсификации итогов думских выборов 2011 года и голосовал против резонансных «закона Димы Яковлева» и «пакета Яровой». Он также открыто выступил против присоединения Крыма к России в 2014 году.
Вероятность того, что Петров будет выдан российской правоохранительной системе, невелика, считает адвокат бизнесмена Александр Макаров.
«По нашим оценкам, вероятность выдачи маловероятна, в том числе в связи с необоснованным характером предъявленных обвинений», — сказал он.