Национальный проект по поддержке малого бизнеса, включенный в амбициозный план ускорения российской экономики, пока оказывается профанацией.
Программа, в рамках которой субъекты МСП должны получать льготные кредиты под 8,5% годовых, фактически не работает, сообщил директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности Счетной палаты РФ Вениамин Симонов.
«На 1 июля этого года предоставление таких субсидий составило порядка 0,1% от утвержденных бюджетных ассигнований», — сказал Симонов, выступая в четверг на Московском финансовом форуме.
Куда уходят сотни миллиардов рублей, которые государство бросает на поддержку предпринимателей, достоверно выяснить невозможно.
«Господдержка малого бизнеса многократно возрастает — около 480 млрд рублей в рамках нацпроекта, в том числе бюджет дает порядка 416 млрд рублей, при этом объективно полного и достоверного учета объемов оказанной господдержки мы собрать не можем», — цитирует Симонова ТАСС.
По его словам, непосредственными получателями денег являются госструктуры, в числе которых федеральные министерства, Фонд развития промышленности, Корпорация МСП, Банк МСП и ряд других. «При этом консолидированную информацию никто не видит», — признал представитель СП.
Нынешняя программа господдержки малого бизнеса по сути повторяет предыдущую, действовавшую в 2014-17 гг. Тогда на развитие МСП в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» из федерального бюджета было выделено 120,5 млрд рублей.
Основной целью называлось увеличение долгосрочного кредитования субъектов малого бизнеса, но достичь поставленной задачи не удалось: объем займов, выданных малому бизнесу, сократился, а доля кредитов с господдержкой, по оценке СП, оказалась «незначительной» — 1,5% в 2016 году и 4,8% — в 2017-м.
Формально показатели госпрограммы были «в основном выполнены», но для этого заявленные цели уже в процессе реализации были снижены в разы, выяснили аудиторы СП.
Так, по одному из ключевых показателей — «количеству вновь созданных рабочих мест» — плановые значения, по которым должна оцениваться эффективность, были урезаны более чем в 4 раза. Изначально — в 2014 году — требовалось создание 108 тысяч рабочих мест, а к 2017-му эту планку снизили до 25 тысяч.