Средств, предусмотренных на реализацию нацпроекта «Образование», недостаточно для «прорыва», уверены в Счетной палате. За весь период реализации проекта, призванного «вернуть российскому образованию былое величие» и стать «базой для прорывного научно-технического и социально-экономического развития» страны, расходы составляют менее 800 млрд рублей, указывает аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.
Учитывая, что в целом расходы на образование составляют около 27 трлн рублей, на «прорыв» предусмотрено менее 3%, уточнила она. Аудитор напомнила, что сейчас расходы на образование составляют 3,6% ВВП в год, хотя в лучшей мировой практике затраты в эту сферу находятся на уровне 5-7% ВВП.
Другая проблемой Орлова назвала нехватку мест в образовательных учреждениях. По данным Счетной палаты, результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тысяч, сельских школ — с 46 до 24 тысяч, городских — с 23 до 18 тысяч единиц. В результате детям порой приходится учиться во вторую или даже третью смену, и в таком режиме учится 13% школьников или более 2 млн учащихся.
В Счетной палате также обратили внимание на недостаток внимания нацпроекта к новым форматам и практикам в образовании. Так, электронное обучение доступно лишь 15% школьников, а с применением дистанционных технологий учатся только 2,5% детей. Почти в 400 сельских школах нет доступа в Интернет, а у половины оставшихся — крайне низкая скорость подключения, указывает Орлова.
Аудитор также отметила, что обеспечение скорости доступа в Интернет для школ запланировано нацпрограммой «Цифровая экономика» только к концу 2024 года, однако при этом средства на создание сетей передачи данных внутри зданий не предусмотрены. «Нельзя допустить, когда быстрый интернет есть, но воспользоваться им в школьном кабинете невозможно», — подчеркнула она.