Рынок микрофинансов переориентируется на выдачу более долгосрочных займов после введения Банком России мер, ослабляющих долговую нагрузку заемщиков. Такое мнение высказал ТАСС младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин.
С 28 января вступил в силу закон, вводящий с 1 июля новые требования по ограничению нагрузки на заемщиков МФО. Был снижен максимальный размер выплат, которые микрофинансовые компании могут потребовать с заемщика, до 2-кратного размера (1,5-кратного с 1 января 2020 года), а также ограничена ежедневная процентная ставка до 1% для микрозаймов.
«Ограничения, введенные с 28 января, были ожидаемы. Гораздо сильнее оказало влияние снижение ежедневной процентной ставки до 1% с 1 июля — многие компании столкнутся с убытками, если не адаптируют бизнес-модель и скоринг (система оценки кредитных рисков — прим. ТАСС). Компании запустили продажи кросс-продуктов, компании предлагают теперь и более длинные микрозаймы по более низким ставкам», — сказал он.
По мнению Уклеина, действия Центробанка по снижению ставок и долговой нагрузки направлены на то, «чтобы человек не брал большое количество микрозаймов под 820% годовых (максимальная ставка до вступления в силу закона), если ему недоступен банковский продукт, а чтобы заемщик мог получить длительный микрозайм — на полгода-год, со ставкой, близкой к банковской».
Также эксперт полагает, что несколько сотен микрофинансовых организаций, работающих в сегменте «до зарплаты», могут уйти с рынка до конца этого года. «Если говорить о более долгосрочной перспективе на несколько лет вперед, то вполне вероятно, что при прочих равных реестр сократится в 2 раза по количеству участников. Сейчас там около 2 тыс. МФО», — сказал он.
Сокращение реестра МФО на фоне сохраняющегося спроса на микрозаймы приведет к росту концентрации рынка на крупнейших компаниях, считает эксперт. Из 100 крупнейших уйдет не так много компаний, в основном реестр будут покидать небольшие игроки из 1900 оставшихся. Введение Банком России показателя долговой нагрузки (ПДН), по мнению представителя рейтингового агентства, затруднит получение кредита в банке некоторой категории граждан, которая может перейти в МФО.
В Банке России считают, что со временем в сегменте PDL (короткий заем «до зарплаты» на срок не более 30 дней на сумму не более 30 тыс. рублей — прим. ТАСС) могут остаться наиболее крупные и технологичные компании. «[Компании] компенсируют сокращение физического присутствия онлайн покрытием, а с ограничениями и снижением маржи будут справляться за счет больших оборотов. В том числе по этой причине не наблюдается серьезного замедления темпа роста рынка и снижения доступности займов», — сообщили ТАСС в ЦБ.
Ранее в ЦБ отмечали, что доля 20 крупнейших МФО по величине активов на конец I квартала 2019 г. составила 56,4% от всех микрофинансовых организаций, а доля компаний из топ-100 составляет 82,4%. Размеры отрасли МФО в масштабах финансового сектора остаются небольшими. Портфель МФО составляет всего 2% от кредитного портфеля банков физическим лицам, который по итогам I квартала 2019 г. за вычетом ипотечных кредитов составил 8,6 трлн рублей. В то же время клиентами МФО зачастую являются менее обеспеченные слои населения, которые не могут получить кредит в банке, что делает отрасль социально значимой.
Позиция МФО
Представители российских МФО указывают, что после введения новых мер ослабления кредитной нагрузки заемщика видят на рынке тренд на переориентацию на более долгосрочные займы, а также на более тщательный подход к выбору клиентов.
Участники рынка отмечают, что доходности их компаний в сегменте PDL снижаются, и им приходится вводить новые продукты для того, чтобы привлекать клиентов.
Так, гендиректор группы компаний Eqvanta (в состав входят МФК «Быстроденьги», «Турбоазйм» и другие) Андрей Клейменов отметил, что группа компаний расширила свой ассортимент продуктов, увеличив максимальную сумму займа физическим лицам до 1 млн рублей, а также пилотирует новое направление — займы для малого и среднего бизнеса.
«Мы начали подготовку к законодательным ограничениям еще в прошлом году. Было очевидно, что доходность займов до зарплаты (PDL) изменится, поэтому проводили значительное количество маркетинговых акций и исследований для определения параметров корректировки бизнес-модели», — сказал он.
В свою очередь генеральный директор MoneyMan Ирина Хорошко также отметила, что компания запускает новый продукт, «среднее между коротким и длинным кредитом».
Она отметила, что MoneyMan сократила затраты на маркетинг и привлечение новых клиентов в партнерских сетях, пересмотрела работу с подрядчиками, перестроила работу по взысканию долгов, внедрив систему, которая выбирает оптимальный вариант общения с клиентом и делает прогноз по возврату долгов.
Хорошко отметила, что одна из проблем на рынке состоит в том, что переориентация на долгосрочные продукты предполагает смену аудитории. «Клиенты, пользующиеся займами до зарплаты, плохо обслуживают долгосрочные кредиты. Они берут займы на короткий срок, чтобы устранить кассовый разрыв. Но регулярные платежи по кредиту могут вывести их в дефолт. Наш переходный продукт поможет выработать финансовую дисциплину у заемщиков, привыкших к краткосрочным займам», — пояснила она.
По прогнозам компании, до конца года рынок вырастет на 10-15%, менее быстрыми темпами, чем ранее. «Мы видим приток новых клиентов, которые ранее не обращались за этой услугой из-за ее цены. Качество клиентского потока увеличивается. Средний чек займа будет расти из-за снижения цены услуги и переориентации рынка на долгосрочные продукты. Компании сами увеличивают средний чек, повышая нижнюю границу займа в продуктах», — сказала Хорошко.