Зафиксированный Росстатом скачок цен на авиаперелеты экономклассом оказался самым интенсивным с кризисного 2008 года, пишут «Известия». Согласно статистике, с января по август 2019 года авиабилеты подорожали на 24,1%. При этом средняя стоимость билета экономкласса в расчете на 1000 км пути в годовом выражении (август текущего года к августу 2018-го) выросла на 18,3%.
Стоимость авиабилетов всегда находится на пике в последний летний месяц, а потом они дешевеют вплоть до декабря, отмечают в Росстате. По данным крупных агрегаторов (Aviasales, «Туту.ру», OneTwoTrip, Biletix), снижение цен уже началось. Авиапутешествие внутри России в октябре обойдется на 15-34% дешевле, чем в августе в зависимости от сервиса бронирования, полет за рубеж — на 3-15%.
Увеличение стоимости авиабилетов в этом году является следствием роста издержек авиакомпаний на протяжении нескольких лет, в том числе резкого скачка цен на топливо в 2018-м, считает главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов. Вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии аналитического агентства Argus Виктор Парно называет одной из причин резкого роста цен на керосин в прошлом году высокий спрос на него со стороны так называемых бодяжников — компаний, смешивающих его с дизтопливом для получения зимнего дизеля.
По оценкам Минтранса, стоимость авиабилетов в России прибавила за первое полугодие 7% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. На такой рост в ходе Восточного экономического форума обратил внимание и президент России Владимир Путин.
При этом авиаперевозчики накапливают операционные убытки. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в I квартал 2019-го они достигли 45 млрд рублей против 34 млрд рублей за тот же период 2018 года. Отрасль авиаперевозок в России находится в системном кризисе, констатируют в Институте экономики транспорта ВШЭ. Когда разрыв между операционными доходами и расходами авиакомпаний достигает 20%, быстрого решения проблемы быть не может, отмечает Борисов.