Росстат сообщил о замедлении инфляции до нуля

Росстат в третий раз с начала года оказался в центре скандала.

В марте, накануне послания Владимира Путина Федеральному собранию, статистическое ведомство изъяло из ежемесячного доклада данные по реальным доходам населения, в мае в 8 раз ошиблось с объемами добычи нефти и газа, а в понедельник, 8 июля, нарушило сроки публикации цифр по инфляции за июль.

Вместо стандартных 16.00 мск данные по индексу потребительских цен появились почти на час раньше. Курирующий Росстат глава Минэкономразвития Максим Орешкин обвинил в случившемся ЦБ, который, по словам министра, опубликовал цифру на своем сайте до Росстата.

Но ошибку допустил сам Росстат: цифры появились не на главной странице его сайта, а в базе данных, откуда их и взял центробанк, указывает директор по инвестициям «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.

Согласно статистике, рост цен на уровне потребителей в июне практически остановился: он составил лишь 0,04% относительно мая. Для июня это беспрецедентное значение за все время статистики — с 1991 года.

В годовом выражении инфляция замедлилась с 5,1% до 4,7% и стала минимальной с ноября прошлого года.

За месяц упали цены как на продовольственные (в среднем на 0,5%), так и непродовольственные товары (на 0,2%), а подорожали главным образом услуги (на 0,6%).

Существенный вклад в итоговый результат «оказало снижение цен на плодоовощную продукцию», которое было зафиксировано в 78 субъектах РФ из 85: цены на капусту белокочанную снизились на 37,5%, помидоры — на 32,6%, огурцы — на 26,3%, лук репчатый — на 7,5%, перечисляет Росстат.

Продолжили дорожать крупы, мясо и рыба. Накопленным итогом с начала года продукты стали дороже на 6%, а по данным на май продовольственная инфляция достигала 3-летнего рекорда (6,4%). Максимальный рост — на 20,8% по итогам полугодия — был зафиксирован в ценах на сахарный песок. Яйца стали дороже на 13,5%, мясо и птица — на 10,4%, крупы — 9,2%.

Для реальной экономики статистика снижающейся инфляции сулит дальнейшее падение банковских ставок по кредитам и депозитам, говорит аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин.

Продукты дешевеют из-за раннего урожая, а падение цен на непродовольственные товары свидетельствует о том, что дело еще и в очень слабом внутреннем спросе, говорит Тремасов. Небольшое замедление роста цен не избавляет экономику от проблем, связанных с низкой монетизацией и ужесточением налоговой политики, предупреждает Осин.

«Риски ускорения инфляции в ближайшие годы отражаются в сравнительно слабом кредитовании производственного сектора банками, долгосрочных показателях динамики цен на бензин, нарастающем конфликте между потребителями электроэнергии и энергетическими компаниями», — говорит он.