Российские потребители выбирают фейковый люкс

Рынок поддельных товаров класса люкс в России уже превысил легальный, его объем достиг 280 млрд рублей. При этом на онлайн-торговлю контрафактным люксом приходится около 84 млрд рублей, 25 млрд из которых — продажи через соцсети и маркетплейсы, свидетельствуют данные исследования компании BrandMonitor, которые приводит «Российская Газета». На онлайн-торговлю приходится треть общего ущерба компаниям, производящим оригиналы.

По оценкам гендиректора компании BrandSecurity Руслана Кривулина, в интернете насчитывается десятки тысяч аккаунтов, в которых размещается материалы, нарушающие права на интеллектуальную собственность третьих лиц, включая авторские права и товарные знаки. При этом соцсеть «Инстаграм» используется для продвижения мелких продаж, а в сети «ВКонтакте» работают крупные оптовики.

В сознании потребителей сосуществуют два представления о неоригинальной продукции, отмечает генеральный директор BrandMonitor Юрий Вопилов. «Контрафакт» и «подделки» кажутся им нелегальной, некачественной и дешевой продукцией, а определения «копии» и «реплики» ассоциируются с легальной, качественной, ничем не уступающей оригиналам. На самом деле и копии, и реплики, и контрафакт — одинаково незаконный товар, за распространение которого в России предусмотрена ответственность, предупреждает эксперт.

Для продавцов контрафакта возможны два варианта наказания, говорит глава московской коллегии адвокатов «Карабанов и Партнеры» Александр Карабанов. Если продавец предупреждает покупателя, что торгует подделками, то речь идет о незаконном использовании чужого товарного знака, и штрафы могут составить от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Продавая подделку под видом оригинального товара продавец фактически совершает мошеннические действия, и это может повлечь уже уголовное наказание, отмечает юрист.