Правительство России планирует смягчить нормы валютного контроля для «Роснефти» — крупнейшей добывающей компании России и главного поставщика нефтедолларов для российской экономики.
«Роснефть», на которую приходится каждый второй баррель, добываемый из российских недр, подала заявку на включение в список экспортеров, имеющих право не возвращать валютную выручку в страну, сообщил Reuters заместитель министра финансов Алексей Моисеев.
Такое право появилось у компании после того, как в июле 2018 года ГосДума приняла поправки, освобождающие госэкспортеров под санкциями от обязательного перевода экспортных доходов на российские счета.
Для того, чтобы воспользоваться таким правом, компания должна быть включена в специальный перечень резидентов, который утверждает ФНС по согласованию с Минфином.
В этот список уже включен ряд крупных экспортеров, сообщил Моисеев. Он не уточнил, какие именно компании получили поблажки, однако подчеркнул, что с точки зрения валютных потоков они «незначимы».
Что касается «Роснефти» с годовой выручкой около 60 млрд долларов, то компания подала заявку, сообщил Моисеев. «Она рассматривается. Мы все делаем по закону», — подчеркнул он.
Ежегодно «Роснефть» приносит в экономику и конвертирует в рубли на валютном рынке от 25 до 64 млрд долларов, отмечают аналитики Райффайзенбанка: если эти нефтедолларовые доходы останутся за рубежом, валютный рынок может столкнуться с дефицитом предложения и заметным ослаблением рубля.
Фактически либерализация валютного контроля, о которой бизнес говорит годами, превращается в создание специальных условий для «Роснефти», констатирует президент ACI Russia Сергей Романчук. В результате рынок лишится клиентских конвертаций, а комиссии достанутся иностранцам, сетует он.
Что касается прочих «незначимых», по мнению Минфина, экспортеров, то они, судя по всему, уже пользуются правом и оставляют валюту за рубежом — именно это могло стать причиной двукратного ускорения оттока капитала в 2019 году, отмечает экономист ING по России и СНГ.
Согласно статистике центробанка, чистый вывоз капитала частным сектором за январь-июнь составил 27,3 млрд долларов против 11,1 млрд год назад. Из итоговой суммы почти две трети — 17,3 млрд долларов — пришлось на рост иностранных активов российских банков.
Вероятнее всего, это валюта от экспорта, которая так и не дошла до российских счетов, полагает Долгин.