Приток валюты из-за рубежа на российский долговой рынок, сделавший рубль рекордсменом среди валют EM в первом полугодии, к июлю практически остановился.
В минувшем месяце, по данным ЦБ, нерезиденты увеличили вложения в облигации федерального займа на 25 млрд рублей (до 2,58 трлн).
По сравнению с июнем (97 млрд рублей) приток замедлился вчетверо, а если сравнивать с майским ажиотажем — почти в 9 раз. Тогда портфель номинально иностранных держателей взлетел на 220 млрд рублей.
Доля нерезидентов на рынке сократилась впервые с начала года — с 30,8% до 30%. Однако это «техническое» сокращение, отмечает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.
«В июле Минфин по закрытой подписке разместил ОФЗ на 212,6 млрд рублей в пользу ВЭБа. При исключении данного объема ОФЗ из расчета доля нерезидентов на рынке осталась бы на уровне июня — 30,8%», — говорит он.
Интерес инвесторов к развивающимся рынкам и к России в том числе снижают торговые войны, констатирует главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. На опасениях мировой рецессии капитал уходит из рисковых активов в защитные, и масштабы такой ротации — около 550 млрд долларов с начала года — уже сравнимы с ситуацией 2008 года, пишут аналитики Bank of America.
Вопреки тенденции последних лет, на «подножке», поставленной Дональдом Трампом, рынок госдолга споткнулся, но не упал: индекс RGBI, отслеживающий котировки госбумаг, в июле даже незначительно вырос, с 142,19 до 143,23 пункта, и продолжил плавно ползти наверх в августе (до 143,87 пункта на 12.54 мск вторника).
Даже ослабление рубля с 64,9 до 67 за доллар не вызвало практически никакой реакции, хотя раньше волатильность курса всегда сказывалась на доходностях, констатирует аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай: «Это может указывать на то, что на рынке остались в основном «якорные» инвесторы, которые готовы удерживать бумаги вплоть до погашения, при этом долларовая доходность инвестиций им не важна».
Это могут быть как номинальные нерезиденты, так и российские банки, которые вынуждены пополнять запас высоколиквидных активов, чтобы выполнить нормативы ЦБ, говорит Порывай. Кроме того, фактически бесплатные деньги в систему закачивает ЦБ РФ: взяв на санацию Московский индустриальный банк, регулятор профинансировал его капитал денежной эмиссией на 128 млрд рублей.
Нерезиденты не выходят из ОФЗ еще и потому, что выйти из них сложно: ликвидность рынка низкая, указывает Орлова. Продать крупный пакет, не обрушив котировки почти невозможно.
По всей видимости, рекордный приток валюты на долговой рынок себя исчерпал: ситуация с ликвидностью на внешних рынках ухудшается, отмечает начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин.
«В целом, российский рынок пока дает достаточно большую премию к валютным инструментам развитых стран, что способствует спросу на наши бумаги. Но в ближайшие месяцы долларовая ликвидность в мире будет сжиматься, соответственно, приток валюты на развивающиеся рынки будет меньше», — предупреждает Сусин.