Предпринимательская уверенность в розничной торговле по итогам I полугодия 2019 г. достигла досанкционного уровня, отмечается в материалах Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
«С момента окончательной просадки деловой активности в отрасли, когда значение главного индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) в 2014 г. опустилось до плюс 1%, только по итогам I полугодия 2019 г. отраслевые темпы роста возвратились в рамки средних значений досанкционного периода. То есть спустя пять реабилитационных лет ИПУ вышел на отметку плюс 7%», — отмечается в комментарии директора центра Георгия Остапковича, приводимом в исследовании.
Торговля остается наиболее весомой поддержкой роста экономики. Так, по данным Росстата за I полугодие 2019 г., рост оборота розничной торговли составил 1,7% к соответствующему периоду 2018 г. «Тем не менее, вызывает сомнение стабильность заявленного темпа продвижения в рамках восстановительной траектории в краткосрочной перспективе, которое в определенной степени усиливается достаточно сдержанными прогнозными оценками респондентов относительно состояния деловой активности в III квартале», — считает эксперт.
Несмотря на заметные изменения в показателях спроса, объема продаж и товарооборота, сила негативного воздействия со стороны многих ограничивающих факторов остается весьма мощной. «Данный факт сложно опровергнуть или искусственно смягчить на фоне полученных результатов в силу того, что динамика указанных и других индикаторов делового климата все еще остается отрицательной, хотя некоторые из них действительно практически вплотную приблизились к переломному рубежу зоны положительных значений», — говорит Остапкович.
Говоря об источниках выявленного роста, экономист отмечает, что ключевыми из них по-прежнему выступили высокие темпы продолжающегося потребительского кредитования населения. Дополнительный доход, полученный населением в результате займов, в основном направляется на приобретение непродовольственных товаров длительного пользования, что в конечном итоге положительно влияет на продажи и товарооборот.
Перспективы на будущее
«Точки напряженности рынка, в том числе, сохраняют свой потенциал в части сложившейся специфики потребительских предпочтений; ослабленных финансовых возможностей домохозяйств вследствие падающих реальных располагаемых денежных доходов; негативных эффектов от повышения НДС; роста инфляционных ожиданий как потребителей, так и самих участников рынка в сфере ретейла», — предостерегает Остапкович.
Заявленный рост сегмента может быть поддержан планируемыми осенью текущего года индексированными социальными выплатами, касающимися различных категорий населения, одновременно считает он.
В то же время анонсируемое ведущими банками ужесточение условий кредитования, кроме позитивных эффектов в среднесрочном и долгосрочном периодах, в краткосрочном периоде может заметно сократить объем продаж и товарооборот. «Исчерпание кредитного бума прежде всего отразится на торговле, так как потребителям вновь придется минимизировать и пересматривать свои статьи расходов в сторону ограничений», — говорит экономист.