Половину транспортных карт запретят пополнять наличными

Около половины транспортных карт с августа 2020 года нельзя будет пополнять наличными без идентификации их владельца. Это следует из поправок в закон о национальной платежной системе, принятых Госдумой и подписанных президентом Владимиром Путиным. Они были опубликованы 2 августа 2019 года и вступают в силу через год после публикации.

Согласно закону, неидентифицированные клиенты смогут «предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета», то есть речь идет о запрете анонимного пополнения электронных кошельков. Запрет коснется и транспортных карт, которые используются для оплаты проезда на наземном транспорте и в метро и де-юре являются электронными кошельками, отмечается в аналитической записке Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД), которую приводит РБК. Денежные средства поступают на записанный на транспортной карте электронный кошелек.

Всего в России выпущено более 60 млн транспортных карт в 75 городах, и половина из них работают по модели электронного кошелька, говорит гендиректор разработчика программного обеспечения и методики управления транспортными предприятиями «Технезис» Дмитрий Пьянковский. По его данным, карты, подпадающие под запрет на пополнение наличными без идентификации клиента, используются в 60-65 российских городах, в том числе в Нижнем Новгороде, Самаре и Ростове-на-Дону, а также в Московской области (транспортная карта «Стрелка»).

На московскую «Тройку» и петербургский «Подорожник» новые требования не распространяются, указывает Пьянковский. Эти карты пополняются по другой модели: деньги поступают на счет юридического лица, а оттуда уже переводятся на конкретную транспортную карту. Таким образом, внося наличные, владелец карты не пополняет электронный кошелек, а кладет деньги на счет компании, предоставляющей транспортную услугу.

Изменения в законодательство принимались в крайне короткий срок и без обсуждения с участниками рынка возможных прямых и косвенных последствий их введения, маловероятно, что запрет появился намеренно, полагает председатель АЭД Виктор Достов. Теперь есть два возможных способа соответствовать новым требованиям законодательства — либо у держателей карт при пополнении наличными будут запрашивать документ, удостоверяющий личность, либо операторы транспортных карт будут менять договорную схему, чтобы карты перестали быть электронными кошельками, говорит исполнительный директор Национальной платежной ассоциации Мария Михайлова.

В последнем случаи есть риски, предупреждает эксперт. Сейчас все денежные средства хранятся на счете банка, обслуживающего электронный кошелек, и если переделать схему пополнения, то деньги будут проходить через региональные транспортные компании или местных операторов, что ненадежно, так как при наличии проблем у таких компаний или просто из-за их недобросовестности деньги держателей карт могут пропасть.

Пополнение наличными является критичным функционалом, и люди будут просто отказываться от использования карт, не исключает руководитель дирекции транспортных и социальных карт «Золотая корона» Александр Гришин.