Участие в национальных проектах позволит российским моногородам решить проблемы экологии, восстановления транспортной и коммунальной инфраструктуры и занятости населения, которые сложились в муниципалитетах в результате длительной монозависимости. Такое мнение высказали мэры моногородов в четверг на стратегической сессии «Моногорода 2024: нацпроекты» в Новокузнецке.
В своих выступлениях главы муниципалитетов отметили общие проблемы, которые местные власти не могут решить за счет средств собственных бюджетов. Они могут быть включены в перечень мероприятий в рамках региональных проектов, чтобы получить федеральное финансирование.
Общие вопросы
Делегации из моногородов Кузбасса, Хакасии, Кировской области отметили проблему высокой степени изношенности коммунальной инфраструктуры — муниципалитетам требуется прокладка новых водовов, строительство новых очистных сооружений. Для этого моногородам необходимо включиться в нацпроект «Экология».
«Самое главное — это экология, водоснабжение, канализация, теплоснабжение», — сказал глава Киселевска Максим Шкарабейников. Этот кузбасский моногород в текущем году оказался в эпицентре экологических и коммунальных проблем. Из-за активной добычи угля открытым способом снег в городе становился черным от обильного оседания угольной пыли, кроме того, в пригороде Киселевска требует реконструкции водовод, где летом текущего года жители стали жаловаться на загрязнение воды паразитами, а проверка Роспотребнадзора и прокуратуры подтвердила этот факт.
Главы моногородов Томской, Кемеровской и Иркутской областей также отметили важность решения проблем по снижению численности населения за счет спада рождаемости и оттока населения и, как следствие, проблему нехватки квалифицированных кадров.
«У нас в полиции не хватает 25 человек, в системе ГУФСИН не хватает 60 человек, в системе здравоохранения 50% укомплектованность кадрами», — поделился глава небольшого моногорода Кузбасса Мариинска с численностью населения порядка 40 тыс. человек.
С ним согласился и глава иркутского моногорода Саянска Олег Боровский, который отметил кадровые проблемы моногородов в сфере образования. «Сейчас в Саянске начала строиться новая школа на 550 мест [по нацпроекту «Образование»], деньги в правительстве получили», — сказал он, добавив, что теперь необходимо найти для нее педагогов.
Решение наболевших вопросов
Решение этих и других острых вопросов, которые есть в российских моногородах, возможно благодаря участию в национальных проектах, которые направлены на качественное улучшение жизни граждан не только в крупных городах, но и в небольших и отдаленных территориях.
Моногорода получают финансирование в размере всего 2% от совокупного бюджета нацпроектов. Для наиболее эффективной диверсификации монозависимых экономик муниципалитетов необходимо связывать программы их развития с реализацией национальных проектов. Поэтому в проект новой госпрограммы по развитию моногородов включен раздел, посвященный реализации нацпроектов в моногородах, сообщила на сессии генеральный директор фонда Моногорода.рф Ирина Макиева.
«В проекте новой госпрограммы появился третий раздел «Моногорода в нацпроектах». Когда мы увидим срез в разрезе каждого города, все общие проблемы выйдут на первый план. Тогда мы будем понимать, сколько нам просить [средств из] федерального бюджета», — сказала Макиева.
По мнению депутата Государственной думы РФ Дмитрия Исламова, более детальной проработки сегодня требует не только вопрос финансирования, но и условий участия моногородов в нацпроектах, доля которых должна быть увеличена почти в пять раз в сравнении с действующими показателями.
«Цель — это чтобы нацпроекты были соразмерно реализованы в моногородах. 13 млн человек проживают в моногородах — это 9% [населения страны], вот 9% [от общего объема финансирования] нацпроектов должно быть в моногородах, а сейчас не более 2%. Цель не выполняется, чтобы ее выполнить, нужно где-то снимать ограничения, где-то помогать, идти навстречу», — сказал Исламов.
В качестве примеров тех трудностей, с которыми встречаются моногорода на этапе включения в национальные проекты, участники рабочей группы по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» привели тот факт, что большинство муниципалитетов не могут стать участниками данного нацпроекта из-за слишком высокого порога по численности населения, а их городские автомобильные дороги тоже требуют ремонта и финансовой поддержки со стороны федеральных властей.
В ближайшее время наиболее актуальные предложения, выработанные на стратегической сессии моногородов в Новокузнецке, будут оформлены в качестве дополнений к проекту государственной программы по развитию моногородов, принятие которой ожидается уже в 2020 году.
О нацпроектах
Паспорта 12 нацпроектов («Демография», «Культура», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт») и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры были утверждены для выполнения задач, поставленных в майском указе президента РФ Владимира Путина. Их планируется реализовать до 2024 года. Общий бюджет нацпроектов составит 25,7 трлн рублей.
Стратегическая сессия «Моногорода 2024: нацпроекты» проходит в моногороде Новокузнецке Кемеровской области, ее участниками стали делегации 46 моногородов из 17 российских регионов, а также руководители крупных компаний-инвесторов, представителей малого и среднего бизнеса, общественных и молодежных организаций. Организаторами сессии выступают Министерство экономического развития РФ, Фонд развития моногородов (Моногорода.рф), госкорпорация «ВЭБ.РФ» и правительство Кузбасса.