Использование решений с элементами искусственного интеллекта в госуправлении следует протестировать в нескольких сферах, где самые большие объемы ненужного документооборота. Об этом сообщил директор департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи РФ Михаил Насибулин на круглом столе «Использование искусственного интеллекта в госуправлении» проекта TechTalks.AI edition в Аналитическом центре при правительстве РФ.
«Можно сфокусироваться на двух, трех или четырех направлениях, где самые большие объемы ненужного документооборота, и попробовать пилотно там протестировать внедрение систем [с элементами искусственного интеллекта]», — сказал он. В этой работе Насибулин рассчитывает на помощь бизнеса — как в части самих решений, так и в части команд-разработчиков.
Директор департамента правовых основ цифровой экономики Минэкономразвития РФ Антон Лебедев в ходе круглого стола рассказал, что на сегодняшний день в государственных информационных системах содержится большое количество данных, но непонятно, какую информацию может использовать для своего анализа искусственный интеллект. «Чтобы искусственный интеллект учить — мы должны как-то ему данные дать. А чтобы дать данные — нужно определить правовой статус», — пояснил он. По словам Лебедева, барьеры для внедрения решений с искусственным интеллектом предстоит определить уже на практике для каждой конкретной сферы.
Перспективные области внедрения
Решения с элементами искусственного интеллекта целесообразно внедрять в процессы, связанные с организационно-правовым обеспечением работы государства, а также при взаимодействии государства и бизнеса, полагает директор департамента развития и планирования Фонда «Сколково» Сергей Израйлит. «Есть два процесса: один процесс правового обеспечения деятельности (касается не только государства, но и бизнеса тоже), другой процесс — финансово-хозяйственного сопровождения деятельности (включая отчетность, аудит…). Совокупно, по разным экспертным оценкам, от 7 до 9 млрд оплаченных человеко-часов в год эта деятельность у нашей экономики забирает. Это 7% трудового времени всего населения — если к ВВП относить (104 трлн руб.), то это 7 трлн руб.», — рассказал он.
Что касается бюджетной сферы — здесь 15% трудового времени занимает работа по правовому и финансово-экономическому сопровождению, уточнил Израйлит. «С государством они общаются больше, им больше бумаг надо делать», — добавил он. Все эти расходы сейчас идут не на создание каких-то продуктов, а на организацию деятельности, уточнил он.
В свою очередь, руководитель проектного офиса по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при правительстве РФ Владимир Месропян отметил, что в рамках работы над стратегическими документами по искусственному интеллекту в России нужно определить конкретные целевые показатели от внедрения технологий в сфере государственного управления на горизонте 3-5 лет, а также в перспективе 10 лет.
Искусственный интеллект в нацпроекте по цифровой экономике считается одной из важнейших «сквозных» цифровых технологий. Применение таких технологий ведет к радикальным изменениям существующих рынков, а также к появлению новых.