Российские коллекторы хотят получить доступ к базе телефонных номеров и персональных данных, собранных в единой системе госуслуг.
Как сообщают «Известия», соответствующее письмо Национальная ассоциация коллекторских агентств (НАПКА) направила в Государственную думу, где с марта обсуждается законопроект о создании реестра сведений об абонентах сотовой связи, которым смогут пользоваться ЦБ, банки, операторы платежных систем и другие организации.
Доступ к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), с помощью которой происходит авторизация на сайтах госуслуг, позволит коллекторам де-факто легализовать «черные» базы телефонных номеров, которые продаются в сети.
Официально целью этого шага, впрочем, называется защита прав граждан: полный доступ к ЕСИА, где собраны в том числе ИНН и СНИЛС, поможет решить проблему звонков гражданам, у которых нет долгов, но чьи номера заемщики намерено или ошибочно указали в своих анкетах, говорится в письме НАПКА.
Такая проблема действительно существует: по данным ФСПП, жалобы от людей, которым поступают звонки с требованием вернуть кредит, которого они не брали, входят в тройку лидеров.
«На сегодня практически четверть жалоб приходится на тех, кто не является должником и чей номер попал по ошибке в реестр, который передает банк коллекторам в работу после продажи долга, — отмечает президент НАПКА Эльман Мехтиев. — Безусловно, при таком контакте люди высказывают недовольство и возмущение, и это вполне логично. Однако мало кто понимает и знает, что на текущий период коллекторские агентства не имеют права проверять данные, переданные им в реестре, и вынуждены работать с тем, что есть».
В прошлом году ФСПП приняла к рассмотрению 21 980 жалоб на взыскателей, что на 33% больше, чем в 2017 году. При этом 67% поступивших обращений касалось нелегальных коллекторов, не включенных в реестр.