Общероссийское объединение пассажиров (ООП) направило в Госудуму писмьо с предложением создать черный список сайтов, сотрудничающих с нелегальными межрегиональными автоперевозчиками. В этот реестр предлагают включить почти 230 ресурсов, в том числе сайт поиска попутчиков BlaBlaCar, а также популярные ресурсы по бронированию автобусных билетов, пишут «Известия». Это и «Яндекс.Автобусы», и страницы на «Туту.ру», «Связном.Трэвел», OneTwoTrip и др.
В письме председателя ООП Ильи Зотова предлагается закрепить в действующем законодательстве создание единого реестра доменных имен и сетевых адресов для таких сайтов с последующей возможностью их блокировки как ресурсов, которые «осуществляют продажу товаров и услуг, угрожающих безопасности граждан». В документе также указывается, что, используя такие ресурсы, как BlaBlaCar, пассажир бронирует поездку в легковом автомобиле, но по факту может ехать в автобусе вместимостью более 40 мест. При этом есть вероятность, что транспортное средство не прошло техосмотр, в нем нет тахографа, а водитель избежал предрейсового медицинского контроля.
В письме также отмечается, что компании-перевозчики зачастую не платят налогов и формируют так называемый серый рынок. Это влияет на безопасность, а в случае ДТП пассажир не получит страховых выплат, тогда как при использовании услуг легальных перевозчиков предусмотрена компенсация до 2 млн рублей, подчеркивается в документе.
Сегодня примерно треть автобусных перевозчиков — нелегалы, настаивают в ООП. По оценкам организации, в России из примерно 900 тысяч межрегиональных автобусов нелегальные около 300 тысяч единиц, при этом, например, в Сибирском и Уральском федеральных округах, для жителей небольших населенных пунктов зачастую просто нет альтернативы таким сервисам, как BlaBlaCar, поскольку запускать регулярные автобусные маршруты нерентабельно.
Инициатива общественной организации будет рассмотрена в осеннюю сессию, сообщил первый зампред комитета нижней палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский. Нельзя рубить с плеча и ограничивать конкуренцию, но механизм контроля должен быть, отметил парламентарий. По его словам, инициатива общественников также требует дополнительной проработки с коллегами из комитета по транспорту ГД.
Появление механизма блокировки сервисов создаст риск монополизации рынка, что приведет к подорожанию билетов, предупреждает представитель портала «Автовокзалы.ру». В компании отмтеили, что у сайтов-агрегаторов сейчас «нет реальных возможностей наверняка и достоверно определить легальность перевозчика, особенно в случае, когда данные проходят длинную цепочку веб-сервисов». При этом открытый реестр нелегальных перевозчиков отсутствует.