Госдума приняла в третьем, окончательном чтении поправку в Налоговый кодекс (НК) РФ, которая, как сказал ранее замглавы Минфина Илья Трунин, позволит компании «Транснефть» снизить налоговые риски при расчетах с контрагентами после аварии на нефтепроводе «Дружба». Норма была оформлена как поправка ко второму чтению законопроекта об основных направлениях налоговой политики и вносится в статью Налогового кодекса «Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ».
Согласно действующему законодательству, налоговые органы при проверке сделок между взаимозависимыми лицами проверяют полноту исчисления и уплаты налогов с учетом ряда рисков. При определении сопоставимости коммерческих или финансовых условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки учитываются такие риски, как изменение рыночных цен и прочих рыночных условий, риск обесценения запасов, риск потери товарами качества и иных потребительских свойств, а также риски утраты имущества, имущественных прав и риски изменения курса валют к рублю. Принятый закон дополняет перечень таких рисков новым пунктом «Риск потери деловой репутации вследствие утраты товарами качества и иных потребительских свойств по причинам, не зависящим от сторон сделки».
«Такая норма необходима, чтобы исключить налоговые риски при тех расчетах и компенсациях, которые последовали за некачественной нефтью на нефтепроводе «Дружба», — говорил ранее Трунин.
В ходе процедуры второго чтения депутаты одобрили поправку без обсуждения.
Ситуация с «Дружбой»
Нефтепровод «Дружба» обеспечивает поставки нефти на белорусские НПЗ и ее транзит в Европу через Белоруссию, Польшу и Украину. Загрязнение нефти в «Дружбе» хлорорганикой, обнаруженное в апреле 2019 г., привело к приостановке прокачки российской нефти в европейские страны — Польшу, Украину, Германию, Венгрию и Словению. Загрязненное хлоридами сырье может приводить к выводу из строя оборудования на нефтеперерабатывающих заводах и угрожает коррозией труб.
Белорусские НПЗ из-за недостаточного объема чистой нефти были вынуждены снизить загрузку.
В «Транснефти» заявили, что загрязнение сырья в трубопроводе было умышленным. В Следственном комитете РФ отмечали, что «грязная» нефть была загружена в нефтепровод для сокрытия хищений сырья.
Прокачка чистой нефти из России в Белоруссию возобновилась в мае.
19 июня на участке трубопровода, который идет из Белоруссии в Польшу, было зафиксировано новое загрязнение нефти. Прокачка нефти по участку, который контролирует польский оператор PERN, была приостановлена и возобновилась 20 июня.
Минск и Москва согласовали проект мероприятий по замещению на территории Белоруссии российской нефти ненадлежащего качества, а также дополнительным поставкам сырья на белорусские НПЗ.