Служба финансового уполномоченного за первые три месяца работы — с 3 июня по 30 августа 2019 г. — получила 24 тыс. 158 обращений от потребителей финансовых услуг, из них вынесено решение по 2 тыс. 223 обращениям, следует из статистики финуполномоченного. Из них 1 тыс. 111 решений (49,98%) приняты в пользу потребителей, 1 тыс. 112 (50,02%) — в пользу страховщиков.
Из общего числа обращений 5 тыс. 550 принято к рассмотрению, в рассмотрении 15 тыс. 71 (62%) отказано. Основная причина отказа — нарушение претензионного порядка: потребитель до подачи жалобы финомбудсмену предварительно не обратился в финорганизацию, также среди причин отказа — сумма требования более 500 тыс. руб. или жалоба подана к финорганизации, обращения к которым финомбудсмен пока не разбирает (с 1 июня уполномоченный рассматривает только споры по автострахованию — ОСАГО, каско и ДСАГО).
При этом число некорректно поданных жалоб снижается, отметила глава АНО «Служба обеспечения деятельности финуполномоченного» Ольга Крайнова. Если в июне жалоб, по которым было отказано в рассмотрении, было 77%, в июле 68%, в августе уже — 52,6%.
При этом на 9 сентября страховщики подали 174 иска в суд по обжалованию решений финомбудсмена, по 185 искам служба финомбудсмена выступала в качестве третьего лица (когда решение уполномоченного обжалует потребитель, он обращается с иском не к уполномоченному, а к страховщику), привела данные Крайнова. Решений судов по этим искам пока не вынесено, добавила она.
С 1 июня действует обязательный досудебный порядок разрешения споров по каско, ОСАГО и добровольной «автогражданке»: недовольный выплатой гражданин до подачи иска в суд обязан обратиться к финансовому омбудсмену.
На все остальные виды страхования, кроме ОМС, закон о финомбудмене распространится с 28 ноября 2019 г. С 1 января 2020 г. финомбудсмен получит возможность разбирать претензии к микрофинансовым организациям, с января 2021 г. — с банками, ломбардами, НПФ и кредитно-потребительскими кооперативами. Также организации смогут присоединяться к службе финансового омбудсмена добровольно.
Обращение к финомбудсмену для гражданина бесплатно.