Счетная палата РФ видит резервы для дополнительных поступлений доходов в федеральный бюджет, говорится в отчете контрольного ведомства по исполнению федерального бюджета за 2018 год.
«Проверки Счетной палаты показывают, что имеются резервы дополнительных поступлений в федеральный бюджет», — говорится в отчете.
По мнению контрольного ведомства, дополнительные поступления могут быть получены в результате сокращения неэффективных льгот и преференций, принятия комплекса мероприятий в части сокращения теневого сектора экономики, повышения качества администрирования НДС.
По данным ведомства, в 2018 году в федеральный бюджет (за исключением доходов, полученных за рубежом) поступил 31 вид доходов, не учтенных в уточненном прогнозе, на общую сумму 9,6 млрд рублей; по 126 видам доходов прогноз превышен более чем на 15%. В то же время по 51 виду доходов поступление составило менее 85% прогнозируемых сумм.
Неисполнение расходов
По данным Счетной палаты, наибольший объем неисполненных бюджетных назначений (более 100 млрд рублей) установлен в 2018 году по разделам «Национальная оборона» — 236 млрд рублей, или 7,7% показателей, «Национальная экономика» — 167, 1 млрд рублей (6,5%), «Общегосударственные вопросы» — 154 ,9 млрд рублей (11%).
«На низком уровне (менее 90%) исполнены расходы по 13 главным распорядителям средств федерального бюджета: Федерального агентства по делам национальностей, Федерального агентства морского и речного транспорта, Минобрнауки, Федерального агентства воздушного транспорта, Минюста, Минкульта, Роскосмоса, Минпромвещения, Федерального агентства по недропользованию, Минэнерго, Минспорта, Федерального агентства водных ресурсов, Минэкономразвития РФ», — говорится в отчете.
Резервы для бюджета
Счетная палата отмечает, что дополнительные поступления в доход федерального бюджета также могли бы быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по погашению имеющейся задолженности по налогам, пошлинам и сборам, взысканию доначисленных платежей по результатам контрольной работы, сокращению неэффективных налоговых льгот и освобождений.
«На 1 января 2019 года совокупная задолженность по федеральным налогам и сборам с учетом пеней и штрафов (включая недоимку), таможенным платежам составила 1,25 трлн рублей. Задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации по федеральным налогам и сборам с учетом пеней и штрафов, администрируемых налоговыми органами, составила 1,19 трлн рублей, в том числе недоимка — 383,2 млрд рублей; задолженность по уплате таможенных платежей — 51,2 млрд рублей, в том числе по пеням и штрафам — 20,6 млрд рублей», — поясняет ведомство.
Наибольшие суммы дебиторской задолженности по доходам сложились у ФНС России (31,5% общей суммы дебиторской задолженности), Рослесхоза (14,9%), ФТС России (9,8%), ФССП России (9,2%), Минобороны России.
Резервом увеличения доходов федерального бюджета, по мнению Счетной палаты, является также повышение качества таможенного контроля в части повышения эффективности проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, полноты и достоверности заявленных сведений, полноты уплаты таможенных платежей, применения льгот по уплате таможенных платежей; совершенствования контрольных функций за достоверным декларированием таможенной стоимости товаров.
Кроме того, ведомство видит потенциал поступления в бюджетную систему доначисленных платежей по итогам контрольных мероприятий налоговых органов, повышения эффективности администрирования доходов федерального бюджета в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим государству, доходов от перечисления части прибыли ФГУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей ФГУП.