ЦБ хотел бы в будущем перейти к свободному инвестированию средств НПФ при условии прохождения ими стресс-тестов и развитых систем управления рисками, сообщил зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин в рамках Международного финансового конгресса. Сейчас у НПФ существует большое количество ограничений, в какие активы и в каком объеме разрешено вкладывать средства застрахованных лиц.
«Мы сейчас живем в парадигме инвестиционных деклараций, ОПС, НПО <...>. Но все-таки то, к чему хотел бы перейти Центральный банк в будущем, — не завтра, но послезавтра, послепослезавтра, — перейти к свободному инвестированию при соблюдении двух условий. НПФ проходит стресс-тест — раз. То есть фактически неважно, во что ты вкладываешься, главное, что по итогу ты обеспечиваешь платежеспособность на определенном временном горизонте. Второй, не менее важный момент, чтобы это (прохождение стресс-теста — прим. ТАСС) не было случайностью на конкретный момент времени, НПФ должен продемонстрировать очень развитые системы управления рисками, моделирования, должны быть математики, должны быть риск-менеджеры, аналитики, которые прогнозируют макро- и микроусловия, чтобы предложить наилучшие модели», — сказал он.
При этом отказаться от ограничений будет нелегко, отметил Чистюхин. «Сегодня дискутируется тема механизма санации (НПФов — прим. ТАСС). Это означает, что мы не готовы относиться к НПФ, точнее, к активам, которыми они управляют, как к такому простому рыночному активу или к такому простому рыночному институту, в отношении которого может быть объявлен дефолт, а фонд может быть обанкрочен», — сказал он.
Уход с рынка НПФ может иметь серьезные социальные последствия, подчеркнул Чистюхин. «И в этом плане вряд ли так легко можно будет отказаться от каких-либо ограничений», — добавил он.
Окончательный вывод о том, можно ли снимать инвестиционные ограничения, ЦБ может сделать через 5-7 лет, сказал позднее Чистюхин журналистам.
«Мне кажется, 5-7 лет будет достаточно, чтобы понять, выстроена система риск-менеджмента или не выстроена. Мы начали с этого года вводить стресс-тестирование, это ключевой элемент. Теперь осталось серьезное внимание обратить на те процедуры и бизнес-модели по риск-менеджменту, которые есть у НПФ либо управляющих компаний, если они будут продолжать ими пользоваться», — сказал он.