Банковские клиенты стали жаловаться на финансовых форумах и в соцсетях на подключение платных услуг по СМС без прямого согласия. В подобном подходе был замечен Совкомбанк, пишет «Коммерсант».
При подключении платной услуги «защита платежа» по СМС согласие клиента не требовалось, тогда как для отказа необходимо отправить ответное СМС с определенным текстом. При игнорировании СМС услуга подключалась автоматически.
Если клиент не отказался сразу отправкой ответного СМС на короткий номер банка, то после подключения услуги ответной СМС отключить ее уже нельзя, отмечается в жалобах. При этом некоторые клиенты указывают, что у них отключена возможность отправлять СМС на короткие номера, то есть отказаться они в принципе не могли.
В Совкомбанке в ответ на жалобу одного из клиентов указали на то, что подключение пакета услуг к договору потребительского кредита осуществляется путем направления банком оферты заемщику в СМС-сообщении на его мобильный телефон, указанный в анкете. Акцептом оферты является отсутствие со стороны заемщика информации о несогласии на подключение услуги, данные действия будут считаться конклюдентными, следует из ответа. Однако по закону акцепт должен быть полным и безоговорочным, и молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона или соглашения сторон.
При таком подходе «велик риск списания у клиента денег за ненужную ему услугу, что по своей сути является недобросовестной практикой продаж», предупреждает начальник управления розничных сберегательных, инвестиционных и комиссионных продуктов Росбанка Анна Тугай. В данном случае невозможна отправка оферты по СМС, потому что «неотправка СМС не является акцептом предложения», добавляет адвокат BMS Lаw Firm Тарас Хижняк. Если клиенты обратятся в суд, «с большей долей вероятности судьи встанут на их сторону», считает он.