Банки осваивают нетрадиционные кредитные направления

Лидеры рынка POS-кредитования начали активно диверсифицировать портфели и выдавать значительную долю ссуд на нетрадиционные направления, пишет «Коммерсант». Классическими сегментами для этого рынка считаются бытовая техника и электроника, мобильные устройства, дорогостоящая одежда (преимущественно дубленки и шубы) и товары для дома и ремонта. Теперь банки начали выдавать кредиты на мототехнику, жилые дома, медицинские и образовательные услуги и другие, ранее не охваченные кредитованием направления.

Доля неклассических кредитов уверенно растет у трех крупнейших игроков этого сегмента — «Хоум Кредита», Почта-банка и ОТП-банка (на них приходится 50% портфеля). В «Хоум Кредите» среди тех направлений, которые стали развиваться последнее время, выделяют детские товары, спортивные товары, образовательные услуги онлайн, DIY (товары для дома и ремонта). Почта-банк год назад начал работать с быстровозводимыми домами. ОТП-банк в свою очередь развивает такие специфические для себя сегменты как туризм, медицину, образовательные услуги.

Менее крупные игроки подходят к выбору альтернативных направлений более консервативно либо только задумываются о выходе в нетрадиционные сегменты. Как правило, доля таких кредитов в общем портфеле в несколько раз ниже, чем у лидеров. Такими сегментами для банков являются услуги медицины и стоматологии, фитнеса, обучения иностранным языкам, товары для спорта и отдыха, перечисляет начальник управления продаж Русфинанс-банка Владимир Григорьев.

POS-бизнес сейчас переживает период серьезной трансформации, часть этого бизнеса уходит в карты, в том числе карты рассрочки, говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов. Некоторые POS-банки, стремясь к сокращению издержек, переходят на брокерскую модель, что также меняет ландшафт рынка, добавляет он.