АвтоВАЗ повысил цены на автомобили Lada на 0,9% с 1 августа, не сумев претендовать на компенсации ввозных пошлин на автокомпоненты из-за истечения соглашения о промсборке, сообщили «Коммерсанту» источник на рынке и представитель компании. Режим промсборки давал льготные условия по ввозным пошлинам на компоненты, но в рамках обязательств РФ перед ВТО ставки были повышены.
Для сохранения условий работы концернов в конце октября 2018 года были запущены субсидии, однако бюджетные компенсации выделяются только концернам с действующими соглашениями о промсборке. Недавно соглашение истекло у альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ, Объединенной автомобильной группы и КамАЗ-Daimler, в 2018 году — у Hyundai. Оно еще действует у PSA, Toyota, Volkswagen. Концерны могли преференциально ввозить в том числе и готовые компоненты.
Отмена субсидии для ряда автопроизводителей будет способствовать ухудшению ситуации на рынке, и это в первую очередь отразится на ценах, предупреждают в Nissan. В Hyundai утверждают, что пока не приняли решения по пересмотру цен, однако на финальные решения будет влиять общая совокупность факторов, включая и этот. При подписании СПИК в компании рассчитывали получить компенсацию таможенных пошлин. «Все наши инвестиционные планы были связаны в том числе и с этим», — сообщили в Hyundai.
Повсеместное и более резкое повышение цен на автомобили может произойти в 2020 году, когда истекут соглашения о промсборке у производителей компонентов. Экономия от действия соглашений по промсборке для компонентщиков оценивается в 1-10% от таможенной стоимости, а в отсутствие субсидий импорт по части компонентов может стать выгоднее, чем их локальное производство, поясняет Глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов.
В итоге это может снизить локализацию, или разница может повлиять на себестоимость, говорит он. Для производителей компонентов это значительные убытки, которые, вероятно, перевыставят концернам, не исключают источники на рынке.