Стоимость авиабилетов увеличится по итогам 2019 года на 9-10%, сообщили «Известиям» в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Авиакомпании получают прибыль во II и III кварталах, а I и IV — всегда убыточны, однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается, поясняет заместитель исполнительного директора ассоциации Борис Шокуров.
По оценкам АЭВТ, в I квартале авиакомпании уже потеряли 45 млрд рублей, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2018 году операционные убытки российских перевозчиков составили около 54 млрд рублей.
Повышение цен на авиабилеты будет примерно в пределах 8-10%, согласен эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. Повышать цены в указанных пределах авиакомпании заставят объективные предпосылки рынка, отмечает глава научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Это резкий рост стоимости авиакеросина за 2018 год, продолжающееся увеличение цен на аэропортовое обслуживание, перечисляет он. По мнению эксперта, тактика перевозчиков по максимальному сдерживанию цен, от которой они не отказываются, даже несмотря на финансовые потери, может в итоге сдержать суммарный рост до 7-8% по итогам года.
По данным АЭВТ, стоимость керосина с начала года выросла на 1,5-2%, однако за прошлый год рост превысил порог в 30%. Авиатопливо является одной из самых затратных статей перевозчиков и составляет порядка трети стоимости билета.
При этом в АЭВТ и авиакомпаниях считают малоэффективным один из ключевых механизмов поддержки авиакомпаний, который должен помочь сдерживать цены на билеты в условиях резкого роста стоимости топлива — демпфер на керосин, который вступил в действие 1 августа 2019 года. Предложенный правительством механизм позволяет перевозчикам получить компенсации, если экспортная цена (с учетом затрат на логистику) превысит 48,3 тысячи рублей за тонну.
Установленная кабмином планка слишком высока, условия демпфера не позволят авиакомпаниям получить компенсацию, уверен Шокуров. Параметры демпфирующего механизма рассчитаны «на стрессовый сценарий», добавляет глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. Если бы он был введен в 2018 году, то сработал бы только в течение четырех месяцев, на которые приходились пики всплеска стоимости авиатоплива и резкий рост курса доллара, говорит топ-менеджер. В результате из 48 млрд рублей дополнительных расходов авиакомпаний, возникших из-за увеличения цены керосина, удалось бы вернуть только 2,2 млрд рублей, подсчитал он.