«Аэрофлот» налетал на 17 миллиардов рублей убытка

Кризис выездного туризма и резкое повышение акцизов на топливо продолжают бить по российским авиаперевозчикам.

Флагман отрасли «Аэрофлот» по итогам первого квартала получил 16,9 миллиарда рублей чистого убытка, сообщила компания в отчете по МСФО.

Зимние месяцы традиционно — «низкий сезон» для авиакомпаний, когда туристический поток падает, и перевозчики несут потери, которые отбивают на летних отпусках. Но зима-2019 оказалась особенно «холодной»: по сравнению с прошлым годом убыток «Аэрофлота» вырос в 1,5 раза, несмотря на 23-процентный прирост выручки и скачок пассажиропотока на 17%.

Проблема в том, что операционные расходы растут быстрее, чем выручка, указывает аналитик Промсвязьбанка Михаил Поддубский.

На керосин, стремительно дорожавший вместе бензином и дизельным топливом, «Аэрофлоту» пришлось потратить на 28% больше, чем год назад.

Часть чистого убытка — «бумажная» и связана с переходом на новые стандарты отчетности МСФО-16: из-за переучета обязательств по лизингу финансовые расходы компании выросли на 14,5%, а активы превысили триллион рублей, указывает аналитик «Атона» Михаил Ганелин.

И хотя операционный убыток «Аэрофлота» втрое меньше главной цифры — 5,9 млрд рублей, он все равно полностью перекрывает чистую прибыль за прошлый год (5,7 млрд рублей).

Улучшить результаты в оставшуюся часть года компания сможет, если цены на топливо останутся стабильными, говорит Ганелин. Пока надежды на это есть: с начала текущего года авиакеросин в аэропортах перестал дорожать, а по итогам апреля средняя цена даже снизилась на 1,9%.

Но покупатели авиабилетов этого не заметят: в первом квартале эконом-класс подорожал в среднем на 7,5%, и дальнейший рост неизбежен, предупредил в 22 мая гендиректор S7 Airlines Владимир Объедков.

Сектору нужна господдержка, без которой «удержать уровень доступности перевозок для населения будет крайне сложно», говорил он.

Пока договориться о такой поддержке не удалось. На совещании с участием вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака 12 февраля авиакомпаниям предложили «изыскать способы сократить издержки внутри себя», рассказывал РБК участник встречи.

Минтранс призывал выделить 22,5 млрд рублей из бюджета на компенсацию топливных расходов. Но Минфин выделять деньги отказался. На повторной встрече с перевозчиками в конце апреля представители ведомства предложили им сократить флот.